Суэцкий канал, один из важнейших в мире искусственных водных
путей, пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида
(на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море).
Строительство Суэцкого канала стало одним из самых авантюрных и
революционных проектов XIX века. Как водится, в успех
грандиозного мероприятия сначала мало кто верил. Однако,
согласно последним подсчетам, ежегодно эксплуатация канала
приносит египетской казне до полутора миллиардов долларов
дохода.
История

Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, был
построен в 1859-1869 годах под руководством французского консула
в Александрии Лессепса. Это инженерное сооружение планировали
возвести еще в VI веке до нашей эры. При его постройке погибли
120 тысяч рабов, но проект так и остался незавершенным.
Старинную идею претворили в жизнь только во второй половине XIX
века. Фердинанд де Лессепс, с 1831 по 1938 год французский
консул в Каире после многих безуспешных усилий добился в 1854
году согласия вице-президента Мохаммеда Саида-паши (Египет в то
время был частью Османской империи) и получил право приступить к
строительным работам. Канал должен был начинаться севернее Суэца
и потом по прямой линии, пересекая озеро Тимсах и Горькие озера,
двигаться к Средиземному морю.
Суэцкий канал был построен всего за 10 лет. Осуществление
сложнейшего технического плана финансировали французские
акционеры. Британские промышленники, напротив, сочли его
бесперспективным и нерентабельным.
Первоначально это инженерное чудо сооружали каторжники -
привлечь свободных людей в египетские пески и болота было не
так-то легко. Впоследствии условия труда были улучшены
настолько, что проектом заинтересовались даже европейские
наемные рабочие. На Средиземном море, где заканчивался канал, в
буквальном смысле слова из ничего возник Порт-Саид. Оттуда надо
было ездить к рабочим площадкам на юге, пока водопровод,
протянутый к 1863 году, не позволил, наконец, разбить лагеря по
всему маршруту.
В ноябре 1869 года с большой торжественностью состоялось
открытие Суэцкого канала.

В первый год своего существования канал, как и предполагали
скептики, оказался убыточным. Плохим финансовым состоянием
воспользовалась Англия, выкупившая у Египта все принадлежавшие
ему акции. Контрольный пакет перешел в ее владения. Через
несколько лет Франция выкупила у того же Египта право на
получение 15% дохода от использования канала. Только спустя 4
года, в 1952 году, Египет национализировал канал. В 1974 году
канал был перекрыт, Египет приступил к его восстановлению и
реконструкции. 5 июня 1975 года Суэцкий канал был вновь открыт
для судоходства.
В 1999 году был введен в эксплуатацию крупный мост (длиной 4
километра и высотой 70 метра) через Суэцкий канал,
строительством которого занимались японские, немецкие и
египетские фирмы. Мост соединил Азию и Африку и позволил
значительно облегчить автомобильное и железнодорожное сообщение.
В мае 1999 года было принято решение о расширение территории
канала. Для этого было предоставлено 280 млн. квадратных
километров.
Особенности

Длина Суэцкого канала, главное русло которого идет почти прямо с
севера на юг и отделяет основную часть территории Египта от
Синайского полуострова, составляет 162,5 километров. А его русло
несколько раз расширяли и углубляли. Ныне его ширина достигает
350 метров, глубина - 20 метров. По нему может пройти полностью
загруженный нефтяной танкер двенадцатиметровой осадки.
Канал каждые сутки пропускает около 50 судов различного
назначения, а ежегодно через канал переправляется более 600 млн.
тонн.
Суэцкий канал оказался очень выгодным проектом. Он приносит
ежегодно 2 млрд. долларов прибыли. Минимальная плата, за которую
небольшое судно может пройти канал, составляет 6-10 тыс.
долларов. Стоимость прохода канала большим танкером или
авианосцем доходит до 1 млн. долларов.