На сегодняшний день в Долине статуй, расположенной в Северных
Андах, найдено свыше 500 гигантских изваяний людей, богов и
животных. Они разбросаны более чем в 20 местах в лесистой,
сплошь заросшей орхидеями долине колумбийской реки Магдалены.
Вытесанные из камня фигуры выглядят на фоне столь живописного
ландшафта мрачно и отрешенно. Они, словно последние часовые
исчезнувшей культуры, о которой сегодня почти ничего не
известно.

Что
современный россиянин знает о Колумбии? Что в этой стране
тоннами производят кокаин. Что долгие годы там идет партизанская
война. Что главные природные богатства колумбийцев - кофе и
изумруды. Что Колумбия подарила миру писателя Габриеля Гарсия
Маркеса и певицу Шакиру. И лишь немногим известно, что Колумбия
- это еще и родина высокоразвитых индейских цивилизаций. Увы,
культура колумбийских индейцев изучена не так хорошо, как
перуанские или мексиканские древности. «Страна сказочных
богатств» - так называли Колумбию испанские завоеватели,
ступившие на ее землю в 1499 году. До завоевания независимости в
1819 году многие богатства страны были безжалостно разграблены,
а самобытные индейские цивилизации уничтожены. Тысячи тонн
золота, драгоценных камней и металлов были вывезены
конкистадорами в Европу, а многочисленные города могущественных
некогда андийских цивилизаций канули в Лету. Единственное, что
напоминает о древнем народе, населявшем некогда эти места - это
древние статуи и захоронения.
Многие из древних статуй стоят в Археологическом парке (Раrque
Arquelogico), который находится примерно в 2,5 километрах от
города Сан-Августина. Здесь же их и обнаружили, большинство и по
сегодняшний день остается на тех же самых местах.
В Лесу статуй (Bosque de las Estatuas) расставлены еще 35 фигур,
между ними проложена удобная пешеходная тропа. Главное
ритуальное место в парке - Источник омовения (Fuente de
Lavapatas). Видимо, у родника происходили ритуальные омовения и
торжественные церемонии в честь богини Воды. Скалистая долина
реки вся изрезана каналами и водоемами. Здесь повсюду можно
встретить причудливые каменные фигуры - изображения людей, змей,
ящериц. В парке есть также музей обнаруженных в этих местах
керамических изделий и других археологических находок.

Неподалеку от парка, вниз по течению Магдалены, примерно в 10
километрах от Сан-Августина, находится Холм идолов (El Alto de
los ldolos). Здесь стоят так называемые «стражи», охраняющие
несколько захоронений. Некоторые из могил вскрыты. В них были
найдены накрытые мраморными плитами каменные саркофаги с
высеченными изображениями погребенных. В Альто де Лавапатас
также можно увидеть саркофаги с цветными росписями (красными,
черными и желтыми). Там же стоит знаменитая статуя «Двойное Я» (El
Doble Yo). Это скульптурное изображение двух, словно сросшихся
фигурок, сидящих одна на другой и вырезанных из единого камня.
В селении Ла Пелота - единственное в этих местах расписанное
каменное изваяние, а в Ла Какире можно осмотреть статуи божеств,
вырубленные в отвесной скале.
Но самые удивительные памятники Сан-Агустина - это скульптурные
изображения людей в масках ягуара, совы, орла, обезьян и
сверхъестественных существ. Сохранилось около четырех сотен
каменных антропоморфных фигур высотой до четырех метров: человек
с клыкастой пастью ягуара, с жезлом (в другой интерпретации с
палицей) в правой руке и сферическим предметом (мячом или
камнем?) в левой. У большинства из них над головой или на спине
высечено изображение чудовища. Некоторые статуи имеют две
головы, расположенные рядом или одна над другой, причем вторая -
всегда голова животного. Попадаются и фигуры с детьми на руках.
У всех истуканов нарушены пропорции тела, поэтому выглядят они
как карлики, иногда горбатые или с огромной головой. Вместе с
тем животные изображены с предельной точностью.
С тех пор как испанский монах Фрай Хуан де Сайта Гертрудис в
1794 году впервые сообщил об этих исполинах, историки и
археологи гадают об их происхождении и возрасте. Одни считают,
что они были созданы в VI веке до нашей эры, другие склоняются к
более поздней дате, относя эти произведения к культуре,
уничтоженной инками незадолго до испанского завоевания. Тем
более, что в них есть известное сходство со знаменитыми
каменными идолами с острова Пасхи.

Что же символизируют эти безмолвные свидетели древней культуры?
Человек-ягуар, по-видимому, представляет собой шамана, который с
помощью листьев коки и галлюциногенного напитка яхе
«превращался» в ягуара при отправлении религиозных культов.
Вообще присутствие ягуарьих мотивов - одна из главных загадок
Сан-Агустина. Это животное никогда не обитало в Андах. Но при
этом оно занимало важнейшее место в религии не только
сан-агустинцев, но и их ближайших соседей - центральноандинской
цивилизации Чавин, что в переводе значит «Сыновья ягуара с
копьями». Здесь очевидна связь и с мезоамериканской ольмекской
культурой. Ольмеков ведь тоже часто называют «ягуарьими
индейцами». Ягуар был для этих людей тотемным животным. Легенда
гласит, что народу ольмеков подарили жизнь смертная женщина и
божественный ягуар. Вполне вероятно, что аналогичной версии
своего происхождения придерживались и сан-агустинцы. К слову,
атрибутами власти правителей индейцев майя, ровесников и
родственников ольмеков, были шкура, клыки и когти ягуара. И у
каменного сан-агустинского шамана во рту изображены клыки
хищника. Маски ягуара колумбийских истуканов напоминают
шлемообразный головной убор властителей майя, выполненный в виде
головы ягуара с распахнутой пастью.
Не случайно и то, что в руке человек-ягуар держит мяч. Известно,
что у ольмеков мяч был символом Вселенной. Большое значение «ягуарьи
индейцы» придавали ритуальной игре в мяч, рассматривавшейся как
битва света с тьмой за право освободить Солнце из оков
преисподней. Победа доставалась тем, кто попадал в каменное
кольцо на стене. Проигравших приносили в жертву. Ольмеки верили,
что их кровь и жизнь давали энергию для рождения нового Солнца.
Можно предположить, что и в Сан-Агустине образ мяча обладал
космологическим содержанием.

Некоторые статуи представляют собой изображения животных,
которые, безусловно, имели символический характер: орел был
символом силы, лягушка - наказания, обезьяна считалась божеством
плодородия. Другие статуи изображают полулюдей-полузверей. Все
фигуры стилизованы, но обнаруживают и явственные реалистические
черты; все они разного размера, самая большая статуя достигает
семиметровой высоты.
Что касается статуй с двумя головами - человека и животного, то
таким образом, с точки зрения ученых, передавались в скульптуре
два понятия: нагуаль и тональ. Понятия эти опять же роднят
сан-агустинцев с мезоамериканцами. В мировоззрении тольтеков и
майя нагуаль - это колдун, шаман, способный перевоплощаться в
животное, а тональ - это животное, в котором человек сохраняет
половину своей души и с которым связан единой судьбой.
Еще одной отличительной особенностью Сан-Агустина считаются…
захоронения. По всей видимости, место, где установлены статуи,
было когда-то городом мертвых. Многочисленные могилы вокруг явно
указывают на то, что здесь проводились обряды загробного культа.
Сан-Агустин - единственная в Южной Америке доколумбова культура,
после которой осталось столь внушительное количество
могильников. Ученые полагают, что культ мертвых играл в
сан-агустинском обществе особую роль. Думается, этот народ
обладал специфическим взглядом на мир вообще и мир мертвых, в
частности. Сан-агустинцы не противопоставляли земную и загробную
жизнь. Умы индейцев занимали вопросы о сущности и смысле ухода в
мир иной, о том, что происходит в невидимом мире. Свидетельством
тому служит популярность темы смерти в мифологии древних
колумбийцев.
Археологи выделяют три типа сан-агустинских погребений:
саркофаги из дерева, погребальные холмы и мегалитические
подземные усыпальницы. Высокие курганы покрывают гробницы,
сложенные из массивных, слегка стесанных каменных плит, в
которых находились вырубленные из цельного камня саркофаги.
Покой усопших оберегают каменные изваяния у входа. Стены многих
склепов покрыты полихромным геометрическим орнаментом.
Мифические сюжеты настенных росписей напоминают живописные
украшения храмовых построек доинкской культуры Мочика.