Древние и средневековые чудеса света
древние и средневековые чудеса света
От античных времен нас отделяют многие века, многое забыто, многое поменялось. Однако не стоит думать, что от древних времен до нас дошли только египетские пирамиды.
Полезные чудеса света
полезные чудеса света
О пользе туннеля под Ла-Маншем, космодроме Кеннеди, аэропорте Кансаи или Шанхайском и говорить не стоит, так как само название говорит за себя.

Долина статуй в Колумбии

На сегодняшний день в Долине статуй, расположенной в Северных Андах, найдено свыше 500 гигантских изваяний людей, богов и животных. Они разбросаны более чем в 20 местах в лесистой, сплошь заросшей орхидеями долине колумбийской реки Магдалены. Вытесанные из камня фигуры выглядят на фоне столь живописного ландшафта мрачно и отрешенно. Они, словно последние часовые исчезнувшей культуры, о которой сегодня почти ничего не известно.

долина статуй в колумбииЧто современный россиянин знает о Колумбии? Что в этой стране тоннами производят кокаин. Что долгие годы там идет партизанская война. Что главные природные богатства колумбийцев - кофе и изумруды. Что Колумбия подарила миру писателя Габриеля Гарсия Маркеса и певицу Шакиру. И лишь немногим известно, что Колумбия - это еще и родина высокоразвитых индейских цивилизаций. Увы, культура колумбийских индейцев изучена не так хорошо, как перуанские или мексиканские древности. «Страна сказочных богатств» - так называли Колумбию испанские завоеватели, ступившие на ее землю в 1499 году. До завоевания независимости в 1819 году многие богатства страны были безжалостно разграблены, а самобытные индейские цивилизации уничтожены. Тысячи тонн золота, драгоценных камней и металлов были вывезены конкистадорами в Европу, а многочисленные города могущественных некогда андийских цивилизаций канули в Лету. Единственное, что напоминает о древнем народе, населявшем некогда эти места - это древние статуи и захоронения.

Многие из древних статуй стоят в Археологическом парке (Раrque Arquelogico), который находится примерно в 2,5 километрах от города Сан-Августина. Здесь же их и обнаружили, большинство и по сегодняшний день остается на тех же самых местах.

В Лесу статуй (Bosque de las Estatuas) расставлены еще 35 фигур, между ними проложена удобная пешеходная тропа. Главное ритуальное место в парке - Источник омовения (Fuente de Lavapatas). Видимо, у родника происходили ритуальные омовения и торжественные церемонии в честь богини Воды. Скалистая долина реки вся изрезана каналами и водоемами. Здесь повсюду можно встретить причудливые каменные фигуры - изображения людей, змей, ящериц. В парке есть также музей обнаруженных в этих местах керамических изделий и других археологических находок.

Неподалеку от парка, вниз по течению Магдалены, примерно в 10 километрах от Сан-Августина, находится Холм идолов (El Alto de los ldolos). Здесь стоят так называемые «стражи», охраняющие несколько захоронений. Некоторые из могил вскрыты. В них были найдены накрытые мраморными плитами каменные саркофаги с высеченными изображениями погребенных. В Альто де Лавапатас также можно увидеть саркофаги с цветными росписями (красными, черными и желтыми). Там же стоит знаменитая статуя «Двойное Я» (El Doble Yo). Это скульптурное изображение двух, словно сросшихся фигурок, сидящих одна на другой и вырезанных из единого камня.

В селении Ла Пелота - единственное в этих местах расписанное каменное изваяние, а в Ла Какире можно осмотреть статуи божеств, вырубленные в отвесной скале.

Но самые удивительные памятники Сан-Агустина - это скульптурные изображения людей в масках ягуара, совы, орла, обезьян и сверхъестественных существ. Сохранилось около четырех сотен каменных антропоморфных фигур высотой до четырех метров: человек с клыкастой пастью ягуара, с жезлом (в другой интерпретации с палицей) в правой руке и сферическим предметом (мячом или камнем?) в левой. У большинства из них над головой или на спине высечено изображение чудовища. Некоторые статуи имеют две головы, расположенные рядом или одна над другой, причем вторая - всегда голова животного. Попадаются и фигуры с детьми на руках. У всех истуканов нарушены пропорции тела, поэтому выглядят они как карлики, иногда горбатые или с огромной головой. Вместе с тем животные изображены с предельной точностью.

С тех пор как испанский монах Фрай Хуан де Сайта Гертрудис в 1794 году впервые сообщил об этих исполинах, историки и археологи гадают об их происхождении и возрасте. Одни считают, что они были созданы в VI веке до нашей эры, другие склоняются к более поздней дате, относя эти произведения к культуре, уничтоженной инками незадолго до испанского завоевания. Тем более, что в них есть известное сходство со знаменитыми каменными идолами с острова Пасхи.

Что же символизируют эти безмолвные свидетели древней культуры? Человек-ягуар, по-видимому, представляет собой шамана, который с помощью листьев коки и галлюциногенного напитка яхе «превращался» в ягуара при отправлении религиозных культов. Вообще присутствие ягуарьих мотивов - одна из главных загадок Сан-Агустина. Это животное никогда не обитало в Андах. Но при этом оно занимало важнейшее место в религии не только сан-агустинцев, но и их ближайших соседей - центральноандинской цивилизации Чавин, что в переводе значит «Сыновья ягуара с копьями». Здесь очевидна связь и с мезоамериканской ольмекской культурой. Ольмеков ведь тоже часто называют «ягуарьими индейцами». Ягуар был для этих людей тотемным животным. Легенда гласит, что народу ольмеков подарили жизнь смертная женщина и божественный ягуар. Вполне вероятно, что аналогичной версии своего происхождения придерживались и сан-агустинцы. К слову, атрибутами власти правителей индейцев майя, ровесников и родственников ольмеков, были шкура, клыки и когти ягуара. И у каменного сан-агустинского шамана во рту изображены клыки хищника. Маски ягуара колумбийских истуканов напоминают шлемообразный головной убор властителей майя, выполненный в виде головы ягуара с распахнутой пастью.

Не случайно и то, что в руке человек-ягуар держит мяч. Известно, что у ольмеков мяч был символом Вселенной. Большое значение «ягуарьи индейцы» придавали ритуальной игре в мяч, рассматривавшейся как битва света с тьмой за право освободить Солнце из оков преисподней. Победа доставалась тем, кто попадал в каменное кольцо на стене. Проигравших приносили в жертву. Ольмеки верили, что их кровь и жизнь давали энергию для рождения нового Солнца. Можно предположить, что и в Сан-Агустине образ мяча обладал космологическим содержанием.

Некоторые статуи представляют собой изображения животных, которые, безусловно, имели символический характер: орел был символом силы, лягушка - наказания, обезьяна считалась божеством плодородия. Другие статуи изображают полулюдей-полузверей. Все фигуры стилизованы, но обнаруживают и явственные реалистические черты; все они разного размера, самая большая статуя достигает семиметровой высоты.

Что касается статуй с двумя головами - человека и животного, то таким образом, с точки зрения ученых, передавались в скульптуре два понятия: нагуаль и тональ. Понятия эти опять же роднят сан-агустинцев с мезоамериканцами. В мировоззрении тольтеков и майя нагуаль - это колдун, шаман, способный перевоплощаться в животное, а тональ - это животное, в котором человек сохраняет половину своей души и с которым связан единой судьбой.

Еще одной отличительной особенностью Сан-Агустина считаются… захоронения. По всей видимости, место, где установлены статуи, было когда-то городом мертвых. Многочисленные могилы вокруг явно указывают на то, что здесь проводились обряды загробного культа. Сан-Агустин - единственная в Южной Америке доколумбова культура, после которой осталось столь внушительное количество могильников. Ученые полагают, что культ мертвых играл в сан-агустинском обществе особую роль. Думается, этот народ обладал специфическим взглядом на мир вообще и мир мертвых, в частности. Сан-агустинцы не противопоставляли земную и загробную жизнь. Умы индейцев занимали вопросы о сущности и смысле ухода в мир иной, о том, что происходит в невидимом мире. Свидетельством тому служит популярность темы смерти в мифологии древних колумбийцев.

Археологи выделяют три типа сан-агустинских погребений: саркофаги из дерева, погребальные холмы и мегалитические подземные усыпальницы. Высокие курганы покрывают гробницы, сложенные из массивных, слегка стесанных каменных плит, в которых находились вырубленные из цельного камня саркофаги. Покой усопших оберегают каменные изваяния у входа. Стены многих склепов покрыты полихромным геометрическим орнаментом. Мифические сюжеты настенных росписей напоминают живописные украшения храмовых построек доинкской культуры Мочика.
Достижения современной техники
достижения современной техники
Задача техники - преобразовать природу и мир человека в соответствии с целями, поставленными самими людьми на основе их нужд и желаний.
Чудеса современной архитектуры
чудеса современной архитектуры
А чего стоят тянущиеся к небу гиганты, получившие своеобразное прозвище «небоскребы»! Эти гигантские дома не представляют в сущности жилых помещений; они дают приют различным коммерческим предприятиям.
Проекты будущих чудес света
проекты будущих чудес света
Во многое верится с трудом, но, думается, что лет через 200 все эти проекты, которые пока кажутся нереальными, будут для людей будущего самыми обычными вещами.